пʼятницю, 29 березня 2013 р.

Постать дня ― Світлана Євгенівна Кулачківська

У кожного з нас є вчителі.
Вони — різні і вчать нас по-різному і різному. Проте кожному з них ми вдячні за те, що, насамперед, вони були Людьми, в нас бачили Людей і, власне, вчили Людьми бути.

Сьогодні — день народження Кулачківської Світлані Євгенівни (1940—2005), справжнього психолога, яка вміла робити зауваження порухом плечей.

Світлана Євгенівна очолювала лабораторію психології дошкільника Інституту психології імені Г. С. Костюка впродовж 15 років, можливо найскладніших в житті лабораторії, — від 1990 року й до останніх днів свого життя. У час змін їй доводилося обстоювати не лише значення діяльності лабораторії, а й значення дошкільного дитинства.
Її головним професійним інтересом була особистість дитини в усьому розмаїтті її проявів ― індивідуальної специфіки становлення, розвитку і вияву здібностей, а також створення оптимальних умов задля найповнішого прояву дитячої особистості.
Дякуємо Вам, Світлано Євгенівно, за те, що Ви були з нами…



Ми Вас любимо і пам’ятаємо…











ІДЕЇ… ПОГЛЯДИ… ДУМКИ…
«В психологии существует такое понятие, как амплификация, которое подразумевает стремление не к ускоренному развитию ребенка, а расширение его сферы познания, опыта, создания условий для раскрытия его внутреннего потенциала — наблюдательности, познавательных способностей, сообразительности и так далее. Все это относится к процессу обучения, в котором участвуют двое: ребенок со своими способностями и стремлением к познанию и педагог (воспитатель), способный помочь ему в освоении новых знаний, приобретении навыков. В школе же начинается непосредственно учебная деятельность, которая, по словам известного отечественного психолога Григория Костюка, не свойственна детям дошкольного возраста, к которому относятся и шестилетки. У такого ребенка еще не сформировались и необходимые для учебы функции организма. К примеру, произвольное поведение, умение управлять собой, которое формируется к семи (а иногда даже восьми) годам. Возраст от шести до семи — критический, когда важнее не столько обучение, сколько воспитание. Это период формирования и становления личности, основ моральности — умения сочувствовать, сопереживать, понимать другого. Для осознания этого необходимо время, которое у современных шестилеток уходит на адаптацию к новому статусу ученика».

ІЗ ТВОРЧОГО ДОРОБКУ …


Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста: Дис... канд. психол. наук. — М., 1973.

Учите малыша общаться с детьми и взрослыми: метод. Рекомендации. К., 1995. - 64 с.

Дошкільник. Особливості психічного розвитку в умовах екологічної кризи: поради вихователям дитячого садка. Методичні рекомендації. АПН України, Інститут психології. - К.,1995. - 152 с.

Я - дошкільник ( вікові та індивідуальні аспекти психічного розвитку): научное издание. Київ : Нора-Прінт, 1996. - 108 с.

Психічне здоров'я малюка потребує захисту // Дошкіл. виховання. – 1998. – № 3. – С. 4–5.

Сьогодення майбутнього школяра: метод. Рекомендації. Інститут соціології НАН України, Центр соціальних експертиз і прогнозів Інституту соціології НАН України. - К., 1998. - 87 с.

Розвиток ідей Г. С. Костюка в сучасних психологічних дослідженнях // Наукові записки інституту психології ім. Г. С. Костюка АПН України ; Вип. 20 // за ред. С. Д. Максименка. - К., 2000.

Альбом розвивальних ігор та вправ для дітей від 3-х до 4-х років. К. : Нора-прінт : Ніка-Центр, 2001. - 64 с.



1 коментар:

  1. С чего начинается детство? С теплоты, любви, комфорта, заботы, когда ты ещё беспомощен и мало что знаешь. Тебя берут на руки и дарят Знания обо всём... Хватая жадными глотками поток мудрости, понимаешь - счастье, что ты здесь, с этим Человеком и он для тебя, а ты с ним!
    Именно так началась моя жизнь в науке, когда я поступил в аспирантуру Института психологии
    им. Г.С. Костюка... "Вы-дошкольник?""Да"- робко прошептал я. "Идём в лабораторию психологии дошкольника!" Среди множества цветов, у окна за столом, работая над рукописью сидела Светлана Евгеньевна, моя вторая мама...
    В жизни каждого встречается Человек, который подводит к аккорду, когда ты расцветаешь. Светлана Евгеньевна стала для меня не только научным руководителем, а образцом чистоты, искренности, открытости, трудолюбия, независимости, доброты и заботливости. Часы общения, поисков, радости общности взглядов дали возможность мне найти ответы на многие вопросы и посвятить себя исследованию любимого дошкольного детства.
    Подарив счастье другим, сам становишься во сто крат счастливее. На мой взгляд, таков был лозунг её жизни, с которым мы будем идти по жизни и передавать своим ученикам!
    Юрий Савченко,
    Киевский университет
    имени Бориса Гринченка

    ВідповістиВидалити