неділя, 10 березня 2013 р.

Дошкольное образование, здоровье детей и непрофессионалы


Вы смотрите передачу «Говорит Украина»? Уверена, что читатели этого блога не смотрят ни эту, ни другие подобные передачи, цель которых одна — собственный рейтинг, а поскольку рейтинг растет гораздо быстрее на скандалах, то значит, скандал будет найден!
Почему на профессиональном сайте зашла речь о передаче такого уровня? Поскольку в силу разных причин и обстоятельств я была вынуждена 9 марта участвовать в записи этой программы.
Итак, обо всем по порядку.
Около месяца назад в интернете появилось видео о том, как проходит воспитательный процесс в одном из детских садов России: воспитатель направо и налево раздавала подзатыльники. На такое происшествие отреагировало и МОНмолодежьспорт. Вместе с ВОО «Ассоциация работников дошкольного образования» обратились с письмом к руководителям всех уровней дошкольной сферы системы образования и всем сотрудникам детских садов о предупреждении и недопущении насилия в какой-либо форме над детьми. Письмо № 1/9-74 от 05.02.2013 подписали заместитель министра МОНмолодежьспорт Б. М. Жебровский и председатель правления ВОО «Ассоциация работников дошкольного образования» Н. В. Омельяненко.
Поскольку цель передачи — подхватить и раздуть скандал, соответственно они ухватились за эту идею и нашли… историю трехлетней давности, которая произошла в Балаклавском р-не г. Севастополя и которая длится в течение всех этих трех лет.
Сама история.
Забрав сына из детского сада, мама вечером обнаружила у него синяки. Разбираться с воспитателем и заведующей детским садом мама, по всей видимости, не захотела, поскольку на то время работала в этом же детском саду, однако зафиксировала повреждения в судмедэкспертизе и подала исковое заявление в прокуратуру. По факту было проведено расследование, состоялся суд, который прекратил производство по данному уголовному делу в отношении воспитателя детского сада и не удовлетворил мамины претензии.
Уже в этом году в группе этой же воспитательницы снова произошел подобный случай — мальчика забрали с синяком на лбу.
А вся передача строилась на том, что в детских садах детей избивают.
Теперь мое впечатление и мнение.





Об истории.
К сожалению, я не могу с абсолютной уверенностью отрицательно ответить на это утверждение, но здесь есть несколько «но».
«Но» первое — даже если такое ЧП произошло и взрослый ударил ребенка, то скорее всего, этот сотрудник задержится в детском саду очень недолго. И первым, кто будет заинтересован в том, что бы расстаться с этим сотрудником, будет заведующая детским садом. А воспитатель все-таки работает по сей день. Вопрос — зачем заведующей подставлять, прежде всего, себя, каждый раз ожидая жалоб на этого воспитателя?!
«Но» второе — устанавливать природу происхождения синяков и шишек — задача экспертов-медиков и при непосредственном осмотре ребенка, а не улюлюкающей аудитории, реакцией которой дирижируют, и уж тем более не по фотографии.
«Но» третье — все-таки детям не свойственно спокойно сидеть на одном месте. Они оступаются, спотыкаются и падают или ударяются не только в детском саду, но и дома на глазах мамы и папы.
Единственной ошибкой, которая была допущена и воспитателями, и заведующей, и которая допущена однозначно  — это то, что родители не были моментально уведомлены о тех травмах, которые получили дети (тем более в наше время тотальной телефонизации). Либо повреждения были настолько незначительны, что воспитатель посчитал возможным уведомить об этом родителей вечером, что и было сделано.
Об участниках.
Изначально городское управление образования г. Севастополя отказалось принимать участие в съемках передачи. И возможно, это было правильное решение. С одной из противостоящих сторон передачу снимать сложно, как минимум. Однако, на съемку приехала заведующая детским садом, несколько воспитателей и родителей, а также представитель горадминистрации.
Заведующая детским садом — не боец. А та глухая оборона и переадресация вопросов противоположной стороне — не лучшая из тактик в подобной ситуации. И даже то, что медсестра работает на 0,25 ставки (и что, к большому сожалению, характерно для очень многих детских садов Украины), в результате поставлено ведущим в личную вину заведующей.
С противоположной стороны — пострадавшей, как их постоянно называл ведущий, присутствовали родители мальчиков. Безусловно, родители находятся в более выгодном положении, ведь они защищают своих детей. Однако, добиваясь правды любой ценой, они не заметили, как сделали из своих детей действительно пострадавших.
       Наши родители не умеют переживать проблемы изолировано, не свойственно это для нашего менталитета, мы очень бурно и активно вовлекаем во все свои переживания детей, а особенно, если эти переживания непосредственно связаны и вызваны детьми. А теперь представьте в какой атмосфере живут дети — один несколько месяцев, другой в течении трех лет. Поэтому вопрос о нанесении психологической травмы опять очень спорный. Если бы родители действительно заботились о здоровье и благополучии своих детей, то после разговора с воспитателем и заведующей и отсутствия соответствующей реакции с их стороны, правильным решением было бы забрать ребенка из этого детского сада, а не испытывать его нервную систему на прочность, заставляя переживать все заново, рассказывая, то следователю, то корреспонденту…
       Еще меньше родители думают о здоровье других детей, посещающих этот детский сад. Какое количество проверок и комиссий всех возможных уровней и рангов побывало за это время в детском саду, можно себе только представить. А нормально работать в такой обстановке не сможет ни один человек. И что бы не допустить срывов и не подвергать опасности здоровье детей, настоящий педагог уйдет из этого детского сада. А по словам редактора, которая ездила в г. Севастополь, детский сад в этом поселке один. То есть и тут программа превыше всего ставит свой рейтинг, поскольку закрыв детский сад (а вполне возможно, что оттуда уйдут все сотрудники из-за невозможности выполнять свои обязанности, при чем в очень недалеком будущем) таким образом, она просто лишит другие семьи в получении их детьми дошкольного образования. Конечно, детский сад не закроют, прийдет новая заведующая, новые педагоги, но  шлейф этих событий еще долго будет обуславливать отношения между родителями и педагогами — будут долго притираться друг к другу, что также не будет способствовать созданию отпимальных условий для развития детей.
Представительница общественной организации «Мамы Севастополя» (извините, если не точно воспроизвела название). Дорогие мамы Севастополя, по утверждению вашей представительницы, рукоприкладство в детских садах и школах вашего города — явление обыденное. А почему же вы молчали об этом, почему не обращались ни в прокуратуру, ни в Министерство, почему ждали подобной передачи. Позвольте вам не поверить, что якобы ваших детей избивают, поскольку, как я понимаю, вы попросту выжидали ситуацию, а вовсе не думали о своих детях. Или пиар — это наше все?
О съемке, редакторах и ведущем или отношение к людям и осведомленность о предмете (т.е. о системе дошкольного образования).
В ходе съемок слово предоставлялось только тому участнику, который априори поддержит накал скандала.
Например, мою попытку высказать замечание на утверждение родственника одного из мальчиков «Мы вам детей отдали на воспитание. Мы на работе весь день, деньги зарабатываем. Нам некогда этим заниматься!» — просто остановили — «Вам нельзя!» Нельзя почему, потому что я изначально не поддержала идею о том, что детей в детских садах избивают.
Одна из редакторов передачи, которая ездила в г. Севастополь и собирала материал, несколько раз в течении съемок повторила такой тезис: «Это детский сад сельский. Сельские жители — безграмотны, они не знают своих прав и формальных правил оформления тех или иных документов. Не знают, к кому обращаться за помощью. Они не осведомлены и бесправны» и т. д. Где же ваша профессиональная этика, господа журналисты? Вы же представили сельских жителей как не особо умных, и при чем всех жителей сельской местности.
На фразу заведующей о том, что ребенок споткнулся, собирая строительный материал — ведущий взвился: «По каким стройкам  у вас дети гуляют?». Хотя педагогами-«дошкольниками» термин «строительный материал» понимается однозначно — это кубики, конструкторы из геометрических фигур (разных форм и разного материала). А это уже вопрос профессиональной терминологии. То есть, знакомиться с предметом, эффективность которого обсуждают, ни ведущему, ни редакторам  не обязательно?
Следующую волну возмущение ведущего вызвал тот факт, что воспитательница сейчас получает высшее образование, а до не давнего времени работала в этом же детском саду помощником воспитателя. То, что помощнику воспитателю было предложено заведующей перейти на должность воспитателя расценено ведущим, исходя из его реплик, как не меньшее преступление, чем то, что ударили ребенка (извините, но все-таки, якобы). А как бы ведущий расценил тот факт, что очень большое число воспитателей, настоящих педагогов, начинали свою работу в детском саду в должности няни, более того, и заведующих детских садов, которые также начинали с этой должности тоже не мало.
Вывод ведущего «Мы зашли в тупик» — абсолютно наигран, поскольку эта программа и не ставит себе задачу решить проблему. А вот тут вопрос к тем, кто регулярно смотрит подобное шоу для несостоявшихся актеров, — какой процент передач, в которых заявленная проблема была решена?
Решить вопрос, ударил ли воспитатель ребенка или он сам упал, в подобной форме и подобном представлении — невозможно. Тем более невозможно в той плоскости рассмотрения проблемы и с той целью, которую преследует эта передача — создать, раздуть, поддержать скандал и поднять свой рейтинг.

Почему, я это пишу? Потому, что мне стыдно за участие в такой передаче. И у всех коллег-«дошкольников», которые знают меня лично или знакомы со мной по моим публикациям, прошу прощения за то, что вы увидите меня в передаче такого уровня и за то, что я, возможно, там буду говорить (монтаж дело тонкое). Подписывая документы, я попросила ознакомить меня с материалами смонтированной программы и вписала этот пункт в договор, тем самым повергла в шок всю административную группу. Они заискивали, умоляли и уговаривали переписать договор, поскольку их руководство не допускает никаких добавлений в него и что якобы они только снимают передачу, а монтирует совсем другая организация. Поскольку участие в этой передаче было не моей инициативой, а вмененной мне обязанностью, я сочла возможным переписать договор, хотя жалею, что в принципе принимала участие в такой передаче.

Конечно, в сфере дошкольного образования, как и во всей системе образования в нашем государстве, есть множество проблем, которые требуют решения. И начинать, по моему глубокому убеждению, следует с профессионального отбора на этапе поступления абитуриента в высшее учебное заведение педагогического профиля, поскольку педагог — это профессия власти. Однако наличие проблем не позволяет непрофессионалам, то ли  воспитателю или заведующей, плохо уяснившим всю ответственность выбранной профессии, то ли  некомпетентному ведущему передачи, перечеркнуть всю систему дошкольного образования как таковую и все ее достижения, и всех тех, кто является по-настоящему профессионалами дошкольной сферы.



7 коментарів:

  1. Інна Кондратець27 березня 2013 р. о 18:34

    Спасибо Вам, Татьяна Леонидовна, за чудесную, трепещущую истинными чувствами статью. Уверена, что у большинства здравомыслящих педагогов эта передача низкопробного пошиба вызвала те же эмоции и впечатления, что и у Вас. К сожалению, манипуляции идеями, общественным мнением, мыслями, ситуациями, бессовестная фальсификация и манера превращать всё в чёрное месиво дурнопахнущей сенсации - вот, что такое современное телевидение. И вместо помощи в деле воспитания детей, психолого-педагогического образования родителей, профессиональной поддержки педагогов мы имеем за все труды свои "благодарность" - плевок в сторону одного превращается в море грязи на всех. И всё-таки хороших, добрых, честных людей больше! И Ваше откровенное, открытое признание - тому подтверждение. Мы Вас от всей души любим, Татьяна Леонидовна, доверяем Вашей порядочности и искренности. Вы всегда можете рассчитывать на нашу поддержку и дружеское плечо. Инна Кондратец (Житняя) и 225 педагогов дошкольных учреждений г.Новограда-Волынского Житомирской области.

    ВідповістиВидалити
  2. Ирина Романюк28 березня 2013 р. о 12:38

    Поддерживаем думающих и умеющих анализировать ситуации людей. Ни в одной из нашумевших передач не были раскрыты те проблеммы, с которыми на самом деле встречаются педагоги и родители, воспитывая детей, а тем более путей, помогающих решить их. То, что на энтузиазме педагогов, руководителей детских садов и родителей, развиваются детские сади, дети в них получают неповторимый багаж знаний, умений и личностного развития, наверное, в сегодняшнее время утраты ценности человеческого ресурса, принимается как должное. Конечно же, показать разные формы работы педагога, в разном направлении с разными детьми, в разных ситуациях, с поключением к этой работе разных специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, инструкторов по физкультуре, музыкальных руководителей, медработников и т.д.), ученых в области дошкольного образования - не всем под силу. То неуважение к педагогу вцелом, которое формируют такие передачи, оборачивается страшной катастрофой в социальном и моральном развитии всего общества, а главное малышей, который так нам верят! Педагоги-дошкольники города Николаева благодарят Вас, Татьяна, за чесность и профессионализм, потому что именно такое объяснение ситуации дает возможность мыслить, а не мерять все категориями зла и сенсаций.

    ВідповістиВидалити
  3. Огромная благодарность за анализ ситуации. Я даже не могу вспомнить, чтобы я смотрела ток-шоу в принципе. Но именно эту программу случайно увидела. И смотрела до конца. Вывод один - на такие вербальные баталии нужны бойцы! Иначе складывается мнение у зрителей о всей системе дошкольного образования как о жестокой машине подавления Личности. Если нужна помощь, поддержка, возможно, совет - я всегда готова! С уважением - проф. Катерина Крутий.

    ВідповістиВидалити
  4. Ноам ХОМСКИЙ: 10 способов промывания мозгов

    1. ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ВНИМАНИЕ НА ВТОРОСТЕПЕННОЕ

    2. САМИМ СОЗДАТЬ ПРОБЛЕМУ И САМИМ ВЗЯТЬСЯ ЕЕ РЕШАТЬ

    3. ПРИУЧАТЬ К НЕВЗГОДАМ ПОСТЕПЕННО

    4. ОТСРОЧИТЬ ИСПОЛНЕНИЕ И ПОДАРИТЬ НАДЕЖДУ

    5. ОБРАЩАТЬСЯ К ОБЩЕСТВУ, КАК К ДЕТЯМ

    6. РОЖДАТЬ ЭМОЦИИ, НО ПРЕПЯТСТВОВАТЬ МЫСЛЯМ

    7. ДЕРЖАТЬ В НЕВЕЖЕСТВЕ И КУЛЬТИВИРОВАТЬ СЕРОСТЬ

    8. ВОСТОРГАТЬСЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ

    9. УСИЛИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВИНЫ

    10. ЗНАТЬ О ЛЮДЯХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНИ САМИ О СЕБЕ ЗНАЮТ

    Всем рекомендую прочитать cтатью Александра Прилипко, в которой не только перечислены способы влияния на общественность, а и поданы примеры такого влияния. Осмысление прочитанного дает возможность понять «особое внимание» к дошкольному образованию.

    http://www.day.kiev.ua/ru/article/media/noam-homskiy-10-sposobov-promyvaniya-mozgov

    Сначала эту статью я увидела на блоге профессора Катерины Крутий http://prorektornauka.blogspot.com/2013/03/10.html Руководствуясь собственными размышлениями о жизни, людях, работе, Катерина Леонидовна делится интересными для нее материалами, которые отличаютсяся глубиной, разноплановостью, а главное - дают импульс к саморазвитию.
    С уважением, Ира Романюк

    ВідповістиВидалити
  5. Я передивилася передачу. Нема слів! Бо в новинах інформація була короткою, а тут таке роздули, стільки грязюки наверх винесли, що... Ось тому я і не люблю саме цю передачу, - тільки плітки і грязюка. Ображає ще те, що після такої передачі "судять" про всіх педагогів. А стаття Гурковської - те, що треба! Розумниця. Якщо не дали виказати своє бачення цієї ситуації в ефірі, то хоч "виплеснула" це на папері. Причому, так конкретно, вміло. На те Ви і фахіфець.

    ВідповістиВидалити
  6. Наталія Миколаївна, вихователь-методист, Київ15 червня 2013 р. о 21:09

    Самим прикрим в подібних ситуаціях є втягування дітей в конфлікт. З'ясування стосунків та емоційне обговорення проблеми відбувається у присутності дитини. Чи думають дорослі в цей час про психологічну травму, яку отримує дитина? Не дивно, що під час опитування дітей про хід подіїї, вони говорять словами дорослих. Виходить так, що дослі маніпулюють дитиною заради досягнення своєї мети ("поставити когось на місце", довести всою правоту )і аж ніяк не захищають дитину!

    ВідповістиВидалити