В умовах кризової ситуації гостро постає питання надання першої психологічної допомоги постраждалим. Завдання психологів у подібній ситуації — не з простих: надати фахову допомогу, враховуючи культурні особливості та реальні можливості потерпілих. Особливо це складно здійснити, перебуваючи в епіцентрі страшних подій.
Фахівці мають бути обізнаними, як саме діяти під час травмувальних подій, аби не зашкодити ані собі, ані оточенню; як дбати про свою безпеку, а також безпеку інших; як підготуватися до надання психологічної допомоги; як управляти стресом, осмислювати пережите; як підтримувати колег у такій непростій справі.
У пригоді фахівцям стане публікація "Перша психологічна допомога: посібник для працівників на місцях", розроблений як стандартний посібник щодо надання першої психологічної допомоги Всесвітньою організацією охорони здоров’я.
Наведена у виданні інформація є типовою, тож її можна адаптувати до місцевих умов і культурних особливостей потерпілих.
У книжці висвітлено нові наукові дані та загальне бачення міжнародної світової спільноти щодо оптимальних шляхів надання підтримки людям, які пережили складні травмувальні події.
Завантажити посібник можна тут.
В своей работе я стала искать ответы на эти вопросы. И мне посчастливилось включиться в работу Запорожской психологической кризисной службы под руководством Татьяны Конрад, которая занимается психологическим сопровождение переселенцем из Донецка, Луганска, Славянска. Именно там я смогла наработать опыт с такой спецификой. И в этой статье готова поделиться с вами своим видением работы психолога с детьми и взрослыми.
ВідповістиВидалитиИтак, как успокоить ребенка? Как поддержать его в сложной ситуации?
Дети до 3 лет
В этом возрасте дети еще не в состояние осознать ситуацию, многие из них еще не научились говорить или выражать свои мысли. Это не значит, что малыши ничего не понимают, т.к. любая информация передается и воспринимается и на не вербальном уровне: дети безусловно чувствуют и ощущают происходящее. Малыши способны улавливать ваше настроение и эмоции, "читая" ваше лицо, слыша интонацию и наблюдая изменения в вашем поведении. Около 10-20% детей обладают повышенным темпераментом, такие дети особенно чувствительны к настроению родителей, а также остро реагируют на любое изменение в своей привычной среде.
Для того, чтобы им помочь наилучшим образом, необходимо соблюдать определенные правила:
1. Первым делом помогите… себе. Если вы обеспокоены, не боритесь и не ругайте себя. В психологии существует такая аксиома: “Ненормальное поведение в ненормальной ситуации нормально". Поэтому дав легитимацию своим чувствам и выразив их с самим с собой, с близким человеком, или же у психолога, предстаньте перед ребенком собранным и спокойным. Ребенок воспринимает мир через вас: если хотите помочь ему сохранить душевное равновесие, будьте внимательны к своему состоянию.
2. Не пренебрегайте помощью. Как было сказано, родитель должен стараться подходить к ребенку в спокойном состоянии, поэтому если есть в окружении ребенка более одного взрослого, меняйтесь: если один устал, озабочен или решил почитать для пополнения эмоциональных ресурсов – замените, главное не забывать о взаимопомощи.
3. Старайтесь максимально соблюдать привычный распорядок дня, не внося без необходимости лишних изменений. Привычная рутина обладает сильнейшим антистрессовым эффектом.
4. Уделяйте детям побольше внимания: шутите, играйте, читайте книжки, занимайтесь совместным творчеством, используйте возможность находиться рядом, давая тем самым то самое присутствие и внимание, которое так необходимо для нормального развития ребенка.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста
Детям дошкольного и младшего школьного возраста уже можно объяснить многие вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития. Большинство детей этого возраста способны отличить добро от зла. В эмоциональном плане дети еще незрелы, а высокий интеллектуальный уровень некоторых детей может ввести в заблуждение взрослых относительно их восприятия ситуации: если ребенок проявляет смышленость, не свойственную возрасту заинтересованность и осведомленность, и "здраво" рассуждает о ситуации, это еще не значит, что он взрослый и "все понимает", скорее за этим скрывается защитный механизм интеллектуализации, который пытается бороться со страхами. Возможно, ребенок хочет казаться взрослым и не чувствует, что его родители примут и смогут успокоить его страхи. Поэтому важно родителям наблюдать за детьми, а также учиться грамотно себя вести в стрессовых ситуациях, не давая себе поблажек типа "у моего ребенка все пролетает мимо ушей".
Рекомендации для дошкольного и младшего школьного возраста:
Во-первых, все перечисленные выше рекомендации для малышей верны и для этой возрастной группы.
Спасибо за представление такого основательного опыта. Хочется верить, что Ваше начинание, активизирует наших читателей и на страничках блога редакции, и на форуме в Клубі практичних психологів (http://pedrada.com.ua/forum/35/).
ВидалитиДополнительные рекомендации таковы:
ВідповістиВидалити1. Поговорите на доступном для ребенка языке о происходящем. Не следует вдаваться в душераздирающие подробности, помните: ваша задача – успокоить ребенка, а не наоборот. Во время беседы чутко наблюдайте за его реакцией, учитывайте умственные и эмоциональные особенности каждого ребенка. По ходу беседы подчеркивайте, что наша армия сильная, что взрослые прилагают все усилия, чтобы скорее вернулось мирное время.
2. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, ведь пространство, не заполненное информацией, обязательно заполнит фантазия ребенка, а фантазия может оказаться куда страшнее реальности.
3. Не сердитесь, если ребенок задает вновь и вновь один и тот же вопрос. Это происходит не потому, что он хочет вас разозлить или у него проблемы с пониманием, а потому, что это вселяет в него уверенность и дает некий контроль над ситуацией.
4. Ограничьте просмотр телевизора, постоянные сводки новостей могут вывести из равновесия любого взрослого, а тем более ребенка. В общем и целом стоит ограничиться 1-2 сводками в день, при этом присутствуя рядом, поддерживая и поясняя увиденное (если детям 8-11 лет). Младшим детям, если они не настаивают на просмотре, можно рассказать новости только в общих чертах.
5. Детям свойственно выражать свои эмоции в игре и рисунках, поэтому не пугайтесь рисунков "черных ракет" и постоянных игр в "войнушки", лучше дайте им набор мелков, вооружите пластилином или присоединитесь к постройке из конструктора "лего" новых усовершенствованных противоракетных систем.
6. Ознакомьте ребенка с этапами поведения во время угрожающих ситуаций.
7. Если есть в доме животное, предложите ребенку взять ответственность за животное, перенося его в безопасную комнату: забота о более слабом помогает преодолеть собственную тревогу.
8. Обязательно обращайтесь за психологической консультацией в случае необходимости. Не поддавайтесь неактуальному стереотипному мышлению, что только "психи" обращаются к психологам и психиатрам. Вовремя оказанная помощь может избавить вас от многих осложнений.
9. Смейтесь, дурачьтесь, рассказывайте смешные истории и анекдоты. Чувство юмора – лучшее лекарство.
10. Самое главное – не теряйте оптимизма, постарайтесь помнить и передать своим детям, что это временно, даже самое долгое испытание заканчивается.
Знаю, насколько важно знать и понимать психологу, как поддерживать детей и как снимать состояние тревожности. В первую очередь важно установить доверительный контакт с ребенком, а затем дать возможность отреагировать свое состояние. В этом хорошо помогают арт- терапевтические техники и телесный контакт со взрослым (мамой, папой, тетей, психологом).
Вот материалы, которые предлагает Светлана Ройз, детский - семейный психолог.
15 мини - практик для детей (и взрослых) для возвращения опоры, после травматического опыта, стабилизации при психологической травме и просто для ресурса.
Нашим деткам поддержка нужна чаще, чем мы можем себе представить. В любое сложное время ребенок ищет опоры в родителях, если сами родители в дисбалансе, он либо становится "потеряшкой", уходя в более детское, более инфантильное состояние, либо сам становится опорой для своих родителей - очень быстро взрослея. И в первом и во втором случае не разряженное напряжение и нагрузка может разрядиться непредсказуемо в болезнь, в эмоциональной вспышке, в бурной реакции на что- то незначительное с нашей точки зрения. При любой травматизации (больница, операция, ссора родителей, столкновение с опытом, который ребенку не по силам выдержать и событиями, в которых он не может активно реагировать) ребенок может терять контакт с какой- то из своих "частей" - не чувствовать границ тела, переживать резкие эмоциональные скачки, "зависать" в реакциях. Может бояться кого- то или чего- то, что раньше не вызывало тревоги.У нас может появиться ощущение, что ребенок потерял свою идентификацию.
1. Простой способ безопасно возвращаться "в себя" - обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками. Отпечаток ладони - это первая идентификация малыша. Первые отпечатки грязной манюньковой ладошки на обоях - это первое "Я есть в мире". Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге. Вырезание, разрисовывание ладошки - это ощущение и заполнение внутренней территории. Ладошка - как мандала, возвращающая и укрепляющая "Я".Ладошка - олицетворение всего тела ребенка. А затем, и его самости. Когда нам нужно помочь ребенку вернуть возможность границ и одновременно безопасного контакта - мы для него придумываем игры, где ладошки разных деток могли бы сталкиваться, хлопать, прикасаться друг к другу. Где пальчики могли бы здороваться, где они прикасались бы друг к другу ребром, тыльной стороной, всей поверхностью.
ВідповістиВидалити2. Детки, пережившие травматический опыт, могут не допускать прикосновений, бояться физического контакта. С ними можно и нужно - нарисовать "пряничного человечка" и его разрисовывать. Иногда с подростками мы обрисовываем контуры тела на обоях, можно купить промышленные игрушки, на которых можно рисовать и затем смывать нарисованное.
3. С ними обязательно лепить - из глины, теста, хуже - пластики и пластилина. Лепка трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью), лепка полезна при любых психосоматических болезнях.
4. Каждый раз, когда мы что- то "сотворяем" - мы сотворяем - творим, возвращаем себя. Куколки из ниток, простые мотанки, человечки из поролона (или из губок для мытья посуды), вылепливание куколок и фигурок из теста- глины - все это очень действенная терапия.
5. В случае, если ребенок начал вести себя как дите более младшего возраста (так подсознание пытается вернуть безопасность). Если в руках у ребенка окажется что- то, что "меньше" его, что- то, что воспринималось бы как детеныш более младшего возраста - куколка, маленькая машинка, игрушечный звереныш, даже клубок ниток - сам ребенок автоматически перемещается в более взрослую позицию.
6. Детки, пережившие травматизацию, часто перестают чувствовать контакт ножек с землей (теряют опору, заземленность). С ними хорошо играть (рисовать, лепить, протанцовывать) цветы и деревья - уделяя внимание корням и крепкому стволу. Иногда мы играем в "выращивание великанских ног " - представляя, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра (ветер - это метафора изменений, событий, на которые мы повлиять не можем), чем ярче мы представим (нарисуем, промассируем) эти великанские ноги, тем сильнее эффект. Спать лучше укладывать таких деток тоже, давая опору ножкам (например, положим под ноги скрученное в валик полотенце).
ВідповістиВидалити7. Дети, пережившие травматизацию, пытаются все контролировать. С ними важно говорить о планах, составлять расписания, делать коллажи мечты и прочее. Важно помнить, что в практиках они не закрывают глазки, боясь ослабить контроль. Многих взрослых раздражает, что они все время что-то вертят в руках (роняя и ломая. Для того, чтобы снять напряжение в ручках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность - нужно дать детям в руки массажное колечко, эспандер, хлебный мякиш, шарики, наполненные мукой (крахмалом).
8. Для того, чтобы аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами. Можно соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний. Не называя воспоминания - дать метафору - просто смять бумагу, или взять темные листы бумаги, камни, шишки и сложить их в сейф. Ключ от которого будет либо у взрослого, либо у самого ребенка. Сделать из спичек и разноцветных ниток "ловцов снов" или вырезать ажурную снежинку - которая, как фильтр, впитывала бы страшные образы, не подпуская их к ребенку.
9. Вырезать из бумаги ангела. "если я столкнулся с опытом, в котором родители, другие взрослые не могут меня защитить - я ищу опоры в чем- то большем, чем человеческие возможности". Например, универсальный символ - ангел. Которого можно назвать (делая его более одушевленным и личным) повесить над кроваткой, на стене...сделать гирлянду из ангелов.
10. Детка ищет убежища в "изначально безопасном месте" - матке. С ребенком полезно делать халабуды, домики, играть в прятки, такой ребенок любит перекрываться одеялом или простынкой. Мне оч нравится телесная практика - "колыбелька", которая и возвращает контур безопасности и дает ресурс - взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая ногами и руками), чуть покачиваясь и шепча что- то теплое в ушко.
11. Любое рисование и делание домиков возвращает ощущение границ (но очень аккуратно - если известно, что дом ребенка был разрушен)
ВідповістиВидалити12. Телесная игра - кнопка радости. Для безопасного возвращения контакта с телом. Ребенок, не говоря партнеру, придумывает звук (песенку - шумелку). Задумывает место на теле - кнопку, которая бы, если к ней прикоснуться, включала бы этот звук. Партнер по игре, мягко прикасаясь к телу, должен найти эту кнопку. Потом ребенок ищет кнопку, которую загадал партнер.
13. Крыло ангела. (Во взрослой версии - рука друга) Когда ребенку нужно почувствовать безопасность, отстраниться от большого количества людей, почувствовать поддержку - можно положить правую руку на левое плечо. (Так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу)
14. Грустное деревце. Детки часто не могут попросить о поддержке и объяснить, что их беспокоит. Если ребенка "превратить" в деревце, которое обижено, повреждено, грустит - и спросить, что для него сделать - поставить опору- палочку (себя), подвязать веточку (погладить по ручке), полить (погладить сверху вниз), поставить забор (стать вокруг) - ребенок получит необходимый ресурс.
15. Детки в состоянии тревоги могут бояться рисовать что- то на "свободную тему". Им можно давать раскраски с четкими "жирными" границами. Можно с ними рисовать внутри бумажной тарелки, рисовать нестандартными "кисточками" - спонжиками, ватными палочками, зубными щетками. Следующий этап - капать акварельной краской на влажную бумагу. Затем, обводить высохшую форму, придумывая, на что эта форма похожа.
Еще очень важной работой в этом направлении я считаю взаимодействие родителей с ребенком через контакт с телом. В этом хорошим подспорьем будут разработки Эллы Глушковой с программой «Семейная мягкая школа» г.Екатеринбург. Именно предложенные ею упражнения дают возможность ребенку почувствовать свое тело, его границы и ощутить безопасность в объятиях мамы, папы, психолога.
ВідповістиВидалити1. «Ловим бабочку»: малыш-"бабочка", мама складывает руки в круг перед собой, формируя "сачок". Ловим бабочку, а "бабочка" должна выбраться из сачка (в идеале, не прикасаясь к "сачку").
2. «Мышка в норке» - малыш (мышка) проползает в норку (под согнутыми коленями, тетями, кольцом из рук и т.п.) постепенно усложняем, делая отверстие уже.
3. «Всадник» - мама на четвереньках (лошадка), малыш забирается на спину (можно помочь) и старается удержаться, мамы ползают и брыкаются). Еще один вариант- мама сажает малыша к себе на живот, упираясь о пол руками и ступнями, а потом подбрасывает "всадника", выбрасывая вверх таз, в конце обязательно делаем "бух"- роняем малыша на мат (учим группироваться).
4. "Паровоз" - мама сидит, ноги вперед, малыш на ногах мамы лицом вперед; "едем" назад, малыш старается не выпасть из "поезда".
5. «Кораблик» - катаем "капитана" на корабле- татами, периодически устраиваем "шторм" (малыш- исходное положение- стоя).
6. «Перекати бревно» - взрослые ложатся на живот рядом друг с другом, один из взрослых перекатывает по очереди малышей.
7. «Самолет» - кладем малыша животиком на плечо взрослого, разводим руки в стороны (малыша держим за ручки) и "летаем" по комнате.
Уважаемые коллеги, берегите и сохраняйте себя целостными, только тогда мы сможем помочь другим!
Источники:
1. Диана Ходорковская-Сигал, арт-терапевт, педагог-психолог МА, http://www.newsru.co.il/israel/09jul2014/ps.html
2. Элла Глушкова, Семейная Мягкая Школа, http://vk.com/softschool
3. Светлана Ройз, детский - семейный психолог https://www.facebook.com/notes/светлана-ройз/15-мини-практик-для-детей-и-взрослых-для-возвращения-опоры-стабилизации-при-псих/687220111313903
К сожалению первая страница не загрузилась, поэтому выкладываю ее последней.С уважением, Елена Юрченко.
ВідповістиВидалитиЕЛЕНА ЮРЧЕНКО,
психолог – волонтер Запорожской психологической кризисной службы
Социальная ситуация, а еще больше ее неопределенность, отражается на всех жителях страны
Как писала Татьяна Леонидовна Гурковская: «Социальная ситуация, а еще больше ее неопределенность, отражается на всех жителях страны». И это очень хорошо видят психологи-волонтеры, которые работают с детьми и их родителями. Первыми признаками влияния на психику взрослых в моей ситуации было: повышение уровня тревожности родителей, задерживание дыхания в то время, когда они слышали информацию о ситуации в стране, сильная активизация вопросов «Что делать? Как уберечь детей? Как с этим жить?». Такая ситуация с родителями, конечно же, не могла не отразиться на детях. Дети стали, вслед за родителями, больше тревожиться, сверх активно и более хаотично двигаться, виден резкий перепад настроений, кто-то из детей больше стал удерживать родителей при себе, кто-то стал больше проявлять агрессию, а кто-то замыкаться на себе и не отпускать из рук домашних животных.
Часто мы ошибочно думаем, что вести беседы с детьми на тему войны следует только в случае, если семья проживает непосредственно в зоне обстрела. Но существуют и так называемые "второй и третий круги пострадавших". Во второй круг входят родственники, друзья и знакомые пострадавших, те кто жил или работал в обстреливаемых городах, те кто принимает у себя дома семьи беженцев и т.п. В третий круг входят все те, кто слушает новости, кто слышит или узнает от других людей о происходящем. Таким образом, чем ближе знакомство с ситуацией, географически или эмоционально, тем выше риск испытать стресс.
В такое сложное и напряженное время особое внимание нужно уделять детям. Дети, в отличие от взрослых, не обладают достаточной эмоциональной зрелостью и жизненным опытом, чтобы справиться со всеми нахлынувшими на них эмоциями. Дети, как правило, очень впечатлительны, легковозбудимы и плохо понимают, что происходит, если им не объясняют ситуацию доступным языком. И в связи с этим возникает вопрос: «Как родитель может что-то объяснить ребенку и поддержать его, если он сам находится в состоянии страха и определенности?».