Агния Барто писала стихи не для детей, а стихи детей — детские стихи. Поэтому и запоминаются они легко, поскольку есть жизнью каждого ребенка.
17 февраля 1906 г. в Москве родилась Агния Львовна Барто.
"Нейтральное типовое словосочетание «наша Таня» в 10 из 10 случаев тут же притягивает вполне определенное продолжение. Впечатление таково, что не исходный материал, а уже готовые строчки приходили к Агнии Львовне оттуда же, из мира детства. Как если бы дети «говорили» ими без ее участия. А они и говорили – просто оставалось выбрать рифму поудачнее.
Хотя в самих-то в стихах Барто – вы не замечали? - дети мало говорят. «Делегируют» это право автору, который говорит о них (не за них!). То, что лучше они и не смогли бы сказать сами о себе. Потому что дети еще не умеют себя слушать. А автор их слушать умеет. И даже слышать. Чтобы научить детей слушать себя.
Талант слышать, чтобы научить слушать, – главный дар детского литератора. И не только – детского… (по материалам сайта Владимира Кудрявцева)"
Что бы понять человека, нужно видеть жизнь его глазами.
Это правило было основным в жизни Агнии Барто — детской поэтессы, стихи которой знает наизусть не одно поколение детей.
Для того чтобы понять детские интересы, уловить живые интонации, она попросила разрешения работать с письмами ребят в «Пионерской правде». А будучи в эвакуации в Свердловске, Барто решила написать книжку уже не для малышей, а для подростков. И тогда Барто прошла вместе с ними весь путь в училище и на заводе. Не со стороны наблюдала. Барто честно освоила профессию токаря, получив, правда, второй, низший разряд. Работала на заводе. Результат — книжка «Идёт ученик», а также песня «Уральцы бьются здорово», которая получила в 1942 г. первую премию на уральском конкурсе. Её издали отдельной листовкой и распространяли на фронте.
Попасть на фронт не в виде листовки она считала своим долгом. Но добиться разрешения было почти невозможно. Договориться с Политуправлением РККА помог Александр Фадеев, которого убедили слова: «Может, и мои стихи пригодятся? Солдаты вспомнят своих детей, а кто помоложе - своё детство».
Успех был грандиозный. Солдаты смеялись. Солдаты плакали. Солдаты просили ещё и ещё - в иные дни Барто выступала по два-три раза в одной и той же части: «Я с вашим стихом на ёлку выходил... А моя Надюшка вместо «уронила» всё читала «унырила в речку мячик...»
Во фронтовых воспоминаниях Барто есть маленький фрагмент, который, возможно, стал потом толчком для большого и важного дела. «В деревне Ёрше каждая изба - дзот. Возле одной из них малышка играет в куклы...»
В 1947 году мама написала о воспитанниках детских домов поэму «Звенигород». Несколько лет спустя это произведение случайно прочла женщина из Караганды, потерявшая в страшное военное время восьмилетнюю дочь Нину, и написала Агнии Львовне. Ей хотелось думать, что и ее Нина выросла где-то среди хороших людей, таких, как описаны в поэме «Звенигород». Женщина назвала имя, фамилию, год рождения дочери. Агния Львовна обратилась в отдел розыска управления милиции. И вскоре Нина нашлась! Ей уже было 18 лет, она жила в Умани, работала на швейной фабрике. Об этом случае в одной из газет напечатали статью.
С тех пор как нашлась Нина, Агнии Львовне стали приходить письма с просьбой помочь разыскать родных. Их было огромное количество! Родители искали детей, дети — родителей, сестры — братьев… Мама рассказала об этом в Радиокомитете, и радиостанция «Маяк» предоставила ей ежемесячно по 13-м числам 25 минут эфирного времени для передачи «Найти человека».
Радиопередачу «Найти человека» Барто вела 9 лет - с 1964 по 1973 г. Цель - помочь детям, потерянным во время войны, найти родных. В принципе этим занимались специальные службы, но Агния Львовна с её бесконечным доверием к детям нашла другой подход - без справок и документов. Только по озвученным в эфире обрывкам детских или материнских воспоминаний. Многим идея казалась завиральной - что может помнить ребёнок? Тем не менее передача помогла воссоединиться 927 семьям!
Немає коментарів:
Дописати коментар