вівторок, 16 липня 2013 р.

Постать дня — Василь Зеньківський

16 липня виповнюється 133 роки від дня народження Василя Зеньківського, українського філософа, психолога, публіциста


Окрім активної політичної та релігійної діяльності, Василь Зеньківський особливу увагу приділяв науковій роботі, зокрема філософії та психології.

У 1910 році в Київському університеті талановитий учений почав викладати курс загальної психології. Особливістю розробленого ним лекційного курсу став тісний зв’язок психології з «історією педагогічних учень» та загальна релігійна спрямованість переконань ученого.

Василь Зеньківський наголошував на цінності особистості людини, закликав визнавати право дитини на власний шлях розвитку. Основним принципом педагогіки вчений вважав принцип індивідуальності. Психолог зазначав, що професіоналізм учителя залежить не тільки від знань та досвіду, а насамперед від любові до дітей, віри в їх можливості, унікальність кожної дитини.


Ідеї… Погляди… Думки…

«Дитя изучает мир через семью, в свете семьи. Необычайно тяжело поэтому влияют на ребенка семейные ссоры родителей — это разрушает самые основы его души…»
***
«Изначально для ребенка как бы не существуют темные стороны мира, сначала для него главное — «папа и мама». В этой атмосфере семейной тишины расцветает душа ребенка…»
***
«При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление удачных опытов, так как опыт удачи является главным формирующим элементом характера ребенка. И на этом пути развития характера семье принадлежит едва ли не самая важная роль…»
***
«При развитии привычек у ребенка не нужно проявлять несносной для детей настойчивости, иначе привычка будет поддерживаться только рамкой семьи, и по удалении последней привычка будет с радостью отбрасываться как противное беспокоящее иго…»
***
«Очень важно развить в детях привычку каждое начатое дело доводить до конца. Этой привычкой создается чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело, большая углубленность желаний и приобретается опыт претворения желаний в дело…»
***
«Но главная тема семейного воспитания — воспитание религиозное. Семья по своей структуре является бесконечным источником религиозных сил. Сама семейная жизнь есть как бы святыня, наше отношение к родителям является единственным, вечным, неповторимым…»
***
«Люди уходят из школы с рядом знаний и навыков, но с таким тупым отношением и к делу своему и к жизни, с таким отсутствием всякой творческой силы и инициативы... Процесс «обучения» поглощает столько сил, так отодвигает, обессиливает творческие порывы, так нивелирует личность, подчиняет ее шаблону, что, выходя в жизнь, многие из нас превращаются в бесцветных, вялых, тупых людей, выполняющих какую-то нужную социальную функцию, но безнадежно растерявших творческую инициативу и одушевленное отношение к своей деятельности...»


Із творчої спадщини…


  • Современное состояние психофизической проблемы (1905)
  • Проблема психической причинности (1914)
  • Социальное воспитание, его задачи и пути (1918)
  • Психология детства (1923, перевидання 1996)
  • Вопросы пола (1926)
  • На пороге зрелости (1929)
  • Проблема воспитания в свете христианской антропологии (1934)

Немає коментарів:

Дописати коментар